Режиссер: Дэвид Кроненберг. В ролях: Дженифер Джейсон Ли, Джуд Лоу, Уильям Дефо, Сара Полли. Канада,1999 «В реальной жизни ничего не происходит. Мы в безопасности. И это скучно». Цитата из фильма Игра эКзистенциЯ (eXistenZ) является составной частью игры транСценденциЯ (transCendenZ), это вам что-нибудь напоминает? Вряд ли стоит спорить с тем, что киберпанк — современная философия.
Родись Платон, Гегель или Кьеркегор в конце XX столетия, быть может, именно они стали бы новоявленными Уильямами Гибсонами.
Наше существование есть только иллюзия сверхчувственного мира. Путешествия по реальности и сверхреальности больше не дают человеку ничего. Оба слова, для большей наглядности, заканчиваются на заглавную Z (Zero). Сыграли по нулям. Именно это хотел сказать нам Кроненберг, называя философскими терминами компьютерные игры? Основной темой его фильмов всегда была современная психология, исследование человеческих желаний в мире, где древнее «Хлеба и зрелищ» упростилось до единственного — «Зрелищ!» Ги Дебор утверждал, что за фазой обычного капитализма, т.е. за фазой «Иметь», приходит фаза особо мерзкого капитализма, в котором отчуждение и подмена достигают своего пика. Это и есть Общество Зрелища.
В нем исчезает даже «Обладание», даже шкурное «Иметь». Вместо этого возникает царство чистой видимости, т.е. иллюзии. Напрягитесь, вспомните, кто творец иллюзий? Кто князь мира сего? Кто властвует над человечеством в последние времена и заставляет склониться перед ним?..
«Смерть порождению дьявола, Аллегре Геллер!» Зрелище, Общество Зрелища есть «конкретное отрицание жизни Киноискусство, чуть опаздывая за своими старшими братьями и сестрами, становится иконоборческим.
Современное иконоборчество состоит не в том, чтобы разбивать образы, но в том, чтобы создавать образы, бесконечно нагромождать друг на друга образы, в которых нечего созерцать. ЭТО буквально образы, которые не оставляют следов. Они, собственно говоря, не имеют эстетических последствий. Но за каждым из них что-то исчезает. Это их секрет, если у них вообще есть какой-то секрет; и это секрет — симуляции. На горизонте симуляции исчезает не только реальный мир, но теряет смысл сам вопрос его существования.
Как чувственно в фильме изображен биопорт, разумеется, сознательно наводящий на аналогию с … анусом. Костяной пистолет, стреляющий зубами. Бесформенные и склизкие трупы выпотрошенных животных. Все биологическое выглядит отвратительно: «Смерть реализму!» И в экзистенции, и в трансценденции, один черт, скучно живому человеку: — Свободной воле в вашей игре места не нашлось? — Да, как и в реальной жизни. Вспомнилось классическое: «Вдоль дороги все не так , а в конце подавно… Нет, ребята, все не так. Все не так, как надо!»
P.S.: Дженифер Джейсон Ли ради работы в этом фильме Кроненберга ушла от самого Стенли Кубрика, с его трехгодовым марафоном «Широко закрытых глаз». Этот фильм показался ей важней?
Марина Обломова 1999
|