Строгий режиссёр и его «Выговор»
В июле в Ростове будет сниматься художественный короткометражный фильм. Его название — «Строгий выговор». Режиссёр «Выговора» — Сергей ЦЕЛИКОВ, студент третьего курса режиссёрского факультета ВГИКа, отделения игрового кино, ростовчанин. Свою курсовую работу он решил снимать «дома». 1 июля, несмотря на его занятость, мы встретились с Сергеем в музее на Дмитровке, где он проводил кастинг для всех желающих сняться в эпизодах, и поговорили с ним о выживании, «Пилоте», «человеке-хлопушке» и многом другом интересном. Хотелось «сменить профессию». Жаль, только требовались молодые люди с короткими причёсками да полные и стройные мужчины и женщины. «И загримированную раскусит», — предупредила меня директор музея Марина Приходько, потому я пошла просто посмотреть. В одном зале собирались потенциальные актёры, в другом — «пробовались».
— А текст дадите почитать? — сразу спросил Сергей, когда особо настойчивые «мы» вернулись. — Журналисты любят приукрасить… — Тебе сегодня кто-нибудь приглянулся? — Мне понравилась женщина, которая пробовалась на роль продавщицы. Я считаю её находкой сегодняшнего дня — ради неё одной всё это можно было устраивать. Больше никто не понравился. В той мере, в которой мне должен понравиться актёр, чтобы я утвердил его на роль. — Значит, кастинг продолжается? — На главные роли я уже подобрал ребят в Москве. У меня три главные роли. Если вы прочитали сценарий… («Да, я прочитала его».) Цапля, Мороз и Лоб. — Студенты? — Да, из Щепкинского училища, ВГИКа и Московского государственного университета культуры и искусств. А возрастные роли… Я же не мог ради тридцатисекундного эпизода позвать на них известных актёров! Вот продавщица нашлась замечательная! Остальных буду искать среди актёров ростовских театров. — Кино будет сниматься на плёнку… — Всё большое кино, на самом деле, до сих пор снимается на плёнку. И это, конечно, хорошо. Плёнка, во-первых, даёт более высокое качество, а во-вторых, прививает другой стиль работы, более профессиональный. Когда работаешь с плёнкой, заранее нужно продумать кадр, прорепетировать. Обычно все студенты очень ограничены в бюджете, поэтому первый, второй дубль — и всё. — А кто принимает дипломные работы?! Мастер. У меня это Вадим Абдрашитов. Он очень требовательный человек, но это хорошо. — А ты случайно попал именно к нему? — Если попал, то, наверное, неслучайно. Ничто не бывает случайно. Я поступал, и в том году набирал именно он. Не могла я не спросить Сергея о другом его проекте, о документальном фильме «Выжить в дикой природе», который он снимал на Камчатке. Суть этого проекта в том, что обычный программист из Ростова (Стас Матяшов) должен прожить в условиях дикой природы, имея ограниченный набор предметов. — Когда же мы, наконец, увидим его? — Все друзья спрашивают меня об этом, и я уже боюсь с ними встречаться, думаю развесить в Ростове баннеры — «Смотрите скоро!». «Выжить» — это мой личный проект, не связанный со ВГИКом. Сейчас из-за учёбы на монтаж, который хочется сделать качественно, у меня остаётся очень мало времени. В августе я специально отказался от работы, чтобы домонтировать этот фильм. — А чья была идея сделать такое кино? — Моя. Мы со Стасом и раньше в походы ходили. Ещё до поступления во ВГИК мы ездили с ним на первое «выживание». Нам просто было интересно, как это — взять и уехать без ничего. Вот мы ели там улиточек всяких… Мы ещё тогда подумали, как было бы интересно снять про это фильм. На самом деле, тогда я вообще не знал ни про какого Беара Гриллса (герой программы «Выжить любой ценой», — прим. авт.). Я, конечно, не предполагал, что до нас до этого никто не додумался, но я не знал, что эта тема уже настолько популярна. Когда я увидел «Выжить любой ценой», я расстроился, потому что увидел своим режиссёрским взглядом во всём этом постановку. Меня это расстроило, и я понял, что у нас всё будет кардинально по-другому. У нас будет реальное выживание. Нас было всего три человека: Стас, я и фотограф. Конечно, у нас была аптечка. На всякий пожарный случай. И запасной лёгкий спальник. Но ничего из этого не было применено. Стас реально выживал, реально добывал еду, воду… Мы и сами выживали — у нас было мало еды. Вместо каждого сникерса я брал с собой лишний аккумулятор для видеокамеры. Заряжать их не было никакой возможности. А надо было две недели путешествовать и две недели снимать. Мой рюкзак с техникой весил 41 килограмм! Когда я шёл через траву (а на Камчатке она в человеческий рост), преодолевал такое сопротивление, будто бы шёл под водой. А Стас был налегке — в этом отношении ему было проще. — А как прокладывали маршрут? — Нам нужны были красивые виды. Красивые, но удалённые от попсовых туристических маршрутов, которых оказалось очень много. Там, где мы в итоге выживали, только однажды встретили туристов. Но этот фильм — отдельная тема для разговора. Я думаю, мы к ней обязательно когда-нибудь вернёмся. — Тогда снова о будущем фильме. Сценарий сам писал? — Это история из моей жизни. (Когда-то Сергей учился в Ростовском филиале Новороссийской морской академии. Тема его дипломной работы звучала так: «Определение координат места судна по четырём светилам». Сергей, помимо всего прочего, кстати, рассказал и о цифрах, которыми бывает испещрён каждый «Морской астрономический ежегодник», и о координатах каждой из 160-ти самых ярких звёзд, и о многом другом, — прим. авт.) Кто ж её опишет лучше, чем я?! Там такая мораль в конце! — Ты сказал, что «Строгий выговор» можно будет увидеть на московских кинофестивалях… — Да, в Москве десятки кинофестивалей. А ростовчане смогут посмотреть его в Сети. — Технический персонал тоже будет набран из ростовчан? — Да. Я не могу привезти из Москвы всю съёмочную группу. Нужен будет «человек-хлопушка», например. Многие люди не понимают важность хлопушки в кино, которое снимается на плёнку. Думают, это просто так прикольно — хлопать перед камерой. А по хлопушке, между прочим, синхронизируется звук, который записывается на отдельное устройство. Это очень ответственная работа. Осветители, постановщики нужны… — А можно хоть одним глазком посмотреть, как будет сниматься фильм? — Да, я знаю, я же прочитала сценарий! Кстати, когда-то именно здесь, в музее, состоялась презентация клипа, который ты снял для питерской рок-группы «Пилот»… — С него всё и началось. Я имею в виду свою заинтересованность кино. Организаторский опыт у меня был — мы с приятелями устраивали туристические походы. У нас был свой тур-клуб «Long Life». Многие студенты слышали это название. Так вот, одна девочка из клуба, её зовут Катя, познакомилась с группой «Пилот», показала им мои экстремальные ролики, которые я снимал для клуба, они посмотрели, сказали: «Ого, какие крутые ролики!». И эта девочка под шум волны и говорит им: «А хотите, он вам клип снимет?». А я потом думаю, почему бы и нет. И снял. На гастролях в Москве мы с ними встретились, показали, им понравилось. Дело было в октябре, а в ноябре «Пилот» был с концертом в Ростове, тогда мы их и сняли. У меня было время найти подходящую съёмочную площадку. Я смотрел кухни Ростова, так и нашёл ту самую. Мы развесили бельевые верёвки, на стенах нарисовали трещины, собрали гору немытой посуды. А потом у нас было полчаса времени, чтобы снимать группу «Пилот». Впервые я снимал что-то серьёзное, и именно тогда понял, что мне это очень интересно. — Вкусы меняются. До поступления во ВГИК были одни, после — стали другие. Всегда нравились фильмы Марка Захарова. Сейчас, бывает, пересматриваю фильмы, которые мне когда-то нравились, и вижу в них много недоработок. Но могу сказать: если фильм интересный, то я отключаюсь и смотрю его как зритель, ни о чём не думая. Но чем меньше мне нравится фильм, тем больше я обращаю внимание на режиссёрскую работу. Ну, у вас есть ещё вопросы? Беседовала и смеялась невпопад Татьяна ТУЛУМАНОВА. Публикация взята из газеты «Ростов официальный»
More from my site |