Мистическая реальность одного ростовского переулка
Сижу я у себя под небом голубым (привет БГ!), почти что в небоскребе. «Небо движется с трудом» (привет Наташе Дурицкой — именно так называется одна из её необыкновенных картин!). Нет, Украина, это не про твой флаг, а про книгу Валерия Кульченко. Она только что вышла — третий том «Островов памяти», в которой и мемуары (Валерий Иваныч назначил меня редактриссой) и эпистолярий — цикл «Снег в Вашингтоне»). Впервые напечатаны письма авангардиста и диссидента Александра Жданова к художнику сурового стиля Валерию Кульченко. Такой акт памяти. Я совсем чуток причастна — каждую букву на ощупь помнят подушечки моих пальцев: они набирали все письма Жданова. Письма прошли двойную очистку, как какой-нибудь крепыш Кульченко переписывал письма друга, а затем отдавал мне. Потому что ранние письма Жданова читала я легко, например, послания того времени, когда Жданов жил в Москве. А писал Жданов Кульченко всю жизнь!
Если бы Жданов был женщиной (чего нельзя, впрочем, даже и вообразить) я бы его письма сравнила с черными кружевами или выражением типа «мыслит — как вяжет спицами». Но нет — тут подходит только слово «наезд» — на Горбачева, советскую систему, отобравшую у творца творения его, на весь белый свет. И наезжают слова друг на друга, подлежащее на сказуемое, как автомобили в ДТП. «Я: Что вы пьёте, Валерий Иваныч? В.И.: Чай. С лимоном. Я: А раньше? В.И.: Ну что же вы не видели обложку книги Макса Белозора? Всё то, что на ней и написано мелким-мелким шрифтом! Я: Мелко — потому что секретно же: пароли. Пароли прохождения в «Волшебную страну» — Агдам, Кавказ, Херес Донской, Перцовка, Портвейн 777. В.И.: Портвейн 777 — или мы его еще называли «топорики» — и умилительно-ласкательно «портвешок». Он уже не из общего ряда. Это напиток классом повыше, чем «Плодово-ягодное», которое мы в Ростове окрестили «Слёзы Мичурина», и «вермут» тоже очеловечили — Верой Михалной величали. Валерий Иванович Кульченко кормит потомков «Голубки Пикассо». Фото: Галина Пилипенко Обобщённое наименование всех этих вин — «бормотуха», потому что после нескольких — кому глотков, кому — стаканов — даже самый неразговорчивый ростовчанин начинал что-то бормотать, а потом и общаться в полный голос! Как мы — художники — пили это? Да по нищете. Не духовной — финансовой. Александр Жданов в Ростове-на-Дону. Фото из архива семьи Александры и Сусанны Вольвич Я: Валерий Иваныч, а Жданов что любил? В.И. (ни секунды не колеблясь): Чего по-больше и по-крепче». Конец нашего вербатима. Так что догадаемся какие стопарики заказывал знаменитый завсегатай вашингтонского бара «Madam’s Organ». Прилично его перевести как «Орган госпожи»? (там и поминки его состоялись), но к памяти вернёмся. Тема про спиртное — так, уловка, даёт шанс, что мужчины (ха!) прочтут писанину мою. Обложка книги Валерия Кульченко «Острова памяти». Если вы не помните кто такой Валерий Иваныч Кульченко, так я вам скажу: замечательный художник сурового стиля. И именно в его мастерской группа любителей всего вышеназванного, придумала объединиться в художественное товарищество «Искусство или смерть». Форзацы книги Валерия Кульченко «Острова памяти». Ростов-на-Дону . 2017 год Желтые прямоугольники Жданова. Черный квадрат Малевича. Красный конь… Стук копыт в моей голове прерывает звонок моего доброго друга — Анны Астаховой (даже на расстоянии она оценила невероятный фолиант «Островов памяти»): «Где ты, где ты? Галерея имени Жданова открывается, на американский манер — ZHDANOV — называется!». Обратная сторона книги Валерия Кульченко «Острова памяти». Я вскочила, книгу захлопнула и прижала к себе — чтобы персонажи не выпрыгнули и помчалась вместе с ними по Газетному — переулку талантливых почитателей алкогольных напитков и литераторов. Мимо заведения имени самого знаменитого почитателя бабочек — «Nabokov». Мимо здания табачной фабрики, где жил художник Фима Мусаилов, с которым мы творили журнал «Ура Бум Бум» и по страницам одного из номеров Ефимиус запустил гулеванить этикетки вин, доступных в Ростове на тот момент. Да, но дальше, дальше. Мимо Туалета на Газетном… Почему сортир с большой буквы? Кто кайфует, тот поймёт — так почему-то говорили мы в детстве. Не буду останавливаться, да объяснять. (Удивительно, но сортир все же материализовался — возник у галереи — временный — пластиковый, но мистика же!). Художники на фоне Туалета у ростовской галереи ZНDANOV: Александр Селиванов, Сергей Сапожников, Алексей Курипко и Вадим Морозов. Фото: Лейли Асланова. Валерия Ясаева. Галерея имени Жданова ZHDANOV открывается. Фото: Галина Пилипенко Моя самой себе придуманная миссия выполнима — только нужно время. Цель: вернуть себе себя, а Жданов Александр Павлович пусть присутствует на открытии галереи в честь него названной — ZHDANOV. Пусть и в виде «Островов памяти». Два события чудесным образом связались — выход книги и открытие галереи. Спасибо Валерию Кульченко и идеологам галереи — Кислякову Саше и Дурицкой Наташе. Но может быть и потусторонне — бегущий черный человек — его ж автопортрет — легонько ткнул меня в бок. Дружески. Ага, подготовилась. А могла бы просто платье какое-нибудь новое надеть. Светлана Крузе и Александра Токарева. Фото: Галина Пилипенко Галерея разместилась в интересном месте — угол Газетного и переулка Малый (последний адрес в Ростове писателя Солженицына — Малый, 15 «а», тут на втором этаже он арендовал комнату — рассказывал однажды мне Саша Кожин. А он знает!). А если дальше по Газетному пару шагов пройти, то дом другого знаменитого однофамильцв — Юрия Андреевича Жданова стоит! Словом, гений Жданова посетил это место. Осмотрел выставку ученика и друга — Стуканова Графа Лёнечки. Даже собственное письмо узрел — вклеенное в картину «Богудония». Оценил! Саша Кисляков и владельцы винного бара, в котором открылась Галерея ZHDANOV. Девушку не знаю как зовут, а справа Валерий — совладец.
Л. А. Стуканов «Богудония», 1983. Холст, масло, смешанная техника. 104,5х94,5. Архив Анны Астаховой. Рассказывают очевидцы: картина Леонида Стуканова «Богудония» грустно пылилась в захламленном месте таганрогского Союза Художников в плачевном состоянии. Таком, что потребовалась реставрация. И вот она впервые (!) показалась в галерее. Как объяснить непосвященным что такое живопись Леонида Стуканова? Цитата вне контекста почти всегда беззащитна, поэтому уточнение от Анны Астаховой: «Фигуры Чехова и Стуканова несоизмеримы, конечно». Актёр Илья Иванус (г.Москва) и Галина Пилипенко. Галерея ZHDANOV, Ростов-на-Дону Очень много людей на выставку пришло — небольшой барчик смог уместить 11 творений Графа, а люди входили и выходили потоками, чтоб дать возможность другим посмотреть. Творчество Леонида Стуканова художник Владимир Вельтман изучил со всех сторон. Фото: Галина Пилипенко Светлана Крузе, как искусствовед, указала истинное место Стуканова — в музее. Душевно. Чтобы восстановилась историческая справедливость, не хватит усилий одного человека — должна работать институция. Светлана Крузе оценила: и выставка и галерея сделаны частным порядком, без бюджета. Ей, как директору музея, «провернуть» такое намного труднее, но она мечтает устроить вернисаж Графа! Сева Лисовский на секунду прекратил режиссировать «Волшебную страну» и в бар-галерею заглянул. Ну на фото некоторых видно. Московский режиссер «Театра.doc» Сева Лисовский у ростовской галереи ZНDANOV. Фото: Галина Пилипенко Вы же галерею, несмотря на мои наиподробнейшие описания, не найдете. Вывеска с названием ZHDANOV была приклеена прямо на стену цвета бордо винного бара. Нет, не фейк, а акционизм. На выставку можно было ходить около недели. Я даже поснимать для телевидения «Россия-ДонТР» успела этот исторический акт. Правда, на другой день после открытия приехали съёмочной группой на выставку Графа в новую, ростовскую, мифическую галерею «ZHDANOV«. И тут я поняла одну вещь — если искренне чем-либо интересоваться, то что-нибудь тебе обязательно перепадёт. И вот — бах — Саша Кисляков (организатор выставки, хотя я, кажется, уже писала об этом!) выносит из запасников три работы, которые широкая публика не увидела — стен не хватило. Дела… В столице Дона выставка Леонида Стуканова — впервые. В Москве в театре на Таганке была, и небольшая — в Таганроге. Александр Кисляков художник, организатор выставки «Граф»: «Лёня Стуканов — потрясающий человек и потрясающий художник. Куча всяких историй с ним связана. Но это кухонные истории. Как-то они со Ждановым приехал с пленэра, в конце января или начале февраля. Стуканов позвал в мастерскую и показал свои этюды и готовые работы. «Чёрная речка» — совсем не этюдная работа, а произведение. Леонид Стуканов. «Чёрная речка» «Я увидел «Чёрную речку» и влюбился сразу и бесповоротно! Стал уговаривать мне её подарить. У меня же накануне был бёздей. Мы были в хороших отношениях. И он подарил! Таким образом я и стал обладателем этого шедевра! Стуканов — добрейший, чудеснейший и бессеребреник к тому же!» Быть может, следом выставку самого Жданова откроют? Или друзей — Кульченко и Жданова? Как сказал мне один из идеологов: «Галерея ZHDANOV — фантомная. Поэтому где и когда она возникнет снова — не ясно. Но это все равно произойдёт». Кульченко в будущем году 75 исполнится. Пошел Заслуженный художник Российской Федерации по живописным инстанциям — думал выставку к юбилею устроить. А ему — нет, брат, плати за аренду зала… Меня с исторической книгой в руках, заметил Кожин и позвал на дружеские посиделки в ростовское отделение ВООПИК. Как только закончится действие здесь. Немного поработали с культом личности Александра Кожина. Сам — слева, затем я — Галина Пилипенко, Юля Быкова, Людмила Андрейченко, Александра Токарева. Драматург, поэт и главред журнала «Кто главный» — Сергей Артурович Медведев. Пошли — это на том же Газетном. Первый, кто встретил меня у Кожина — был Юрий Жданов! В виде разбитой гранитной мемориальной таблички. Золотые буквы, предложение — пополам. Этот исторический факт, Александр Олегович Кожин у мусорки нашёл, понятное дело — спас! Сильный он у нас! Всё это уместилось в один (!) вечер. Пишу так подробно — потому что Кульченко ж не смог прибыть, ну вот чтоб он представил. Да, если хотите книгу «Острова памяти» с мемуарами Валерия Ивановича Кульченко и письмами Жданова Александра Павловича. Обращайтесь. Да, вернусь туда, куда хочется возвращаться — на берег моря. Если внимательно присмотреться — в картину «Богудония» Стуканов вклеил кусочек письма Жданова со словами «Здравствуй, Лёня!». Ну, а я — Галина Пилипенко пока что говорю вам «до свиданья». По этой ссылке теле-выпуск где есть рассказ о галерее и выставке https://www.facebook.com/RostovNewsNetwork/videos/1539174292862988/ More from my site |