ВАЛЕРИЙ КУЛЬЧЕНКО. ОСТРОВА ПАМЯТИ. КНИГА ПЕРВАЯ ПИСЕМ «ФЕНИКС». ЧАСТЬ 200

Валерий Кульченко на даче показывает свою калачевскую работу другу - фотографу и художнику Олегу Захарову. Лето. 2005 год.

Валерий Кульченко. Фото: Олег Захаров. 

Начало

1965 год. Старый город.

«Осторожно! Неисправная электро-проводка! Причина пожара!». Рекламный плакат изображал искрящуюся розетку, электроутюг, из-под которого вырывались языки пламени. Перепуганные глаза ребнка с коробкой спичек и подпись: «Не оставляйте детей одних! Дети шалят — пожар от них».

Плакаты-панно висели на краных кирпичных стенах старых кварталов Богатяновки с железыми крышами, деревянными чердаками, обильно сдобренными голубиным помётом. Густо заселённые ростовские улицы и переулки зигзагами круто спускающиеся к Дону, были, конечно, в теме: то есть пожароопасны чрезвычайно!!! Для студентов старших курсов изготовление панно  на актуальную тему, считалось неплохим приработком к стипендии (если ты её получал — для этого нужно было учиться без троек).

На курсе Тимофея Фёдоровича Теряева учился Слава Гончаров (родом из украинского Коммунарска). Небольшого роста, крепыш, черноволосый хлопец друг Александра Жданова.

Зима 1965-66 год. Персональная выставка Славы Гончарова в стенах РХУ произвела на меня неизгладимое вречатление. Это были гротескные изображения фигур крестьян в холщовых рубахах, особенно поразила трактовка рук, с подчёркнуто  натруженными, узловатыми пальцами, босые ноги как-то не очень уютно упирались в сжатое поле. У одного из перонажей лапти висели перекинутые через плечо, у остальных обувки не было вовсе.

Надпись гласила: «Иллюстрации к поэме Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» студента 4 курса Гончарова».

…Февраль. Достать чернил и плакать. Б.Патернак. Последние дни (календарные) зимы чувствовал себя крайне неуютно. В народе такое состояние определяют так : «Как карась на сковородке!». 

И вот, абсолютно случайно, перебирая свой архив, очутилась у  меня в руках книга в мягком переплёте. Стяхнув, в прямом смысле, пыль времён, прочёл:

Гончаров.

Дом

АЗЪЯДУМЫ

Единая книга

оригиналы и отражения

ВРАТА

лирика

1996 год

Тёплая волна памяти накрыла автора этих строк. С трепетом открыл я книгу и на титульном листе меня пронзила дарственная надпись: «Теряеву Тимофею Фёдоровичу в память о нашей дружбе — творческой. С. Гончаров.

Успехов тебе, Тимофей.

Август 1998 год . Сергиев Посад». (При коммунистах — Загорск. Прим. В.Кульченко).

Портрет художника Кульченко. Автор: Тимофей Теряев. Холст, масло, 100 х 130. 1990 год

Портрет художника Кульченко. Автор: Тимофей Теряев. Холст, масло, 100 х 130. 1990 год

Я стал лихорадочно листать довольно увесистый поэтический сборник с рисунками автора. И вот на странице 256 нашёл нашёл то, что вольно или невольно искал долгое время.

Тимофей Теряев. Женский портрет к.,м. 48х69, 30 тысяч рублей

Женский портрет .Тимофей Теряев. к.,м. 48х69

«Самобытной личности в искусстве русскому художнику Тимофею Теряеву (моему учителю)

Крещенский снег… Крещенские морозы…

Я на снегу пишу крещенские стихи…

Тает свеча, на снег роняя слёзы…

Их тут же склёвывают третьи петухи…

Снег всё идёт… и я иду, босой

С талой свечой, озимый стих слагая…

Снег косит тьму серебряной косой,

Но тьмы так много, но снега так мало.

2.9. 1995 г.

С.Гончаров

Сергиев Посад

Теряев Тимофей Фёдорович со своим учеником Алексеем Соколенко. Ростов-на-Дону. 1962 год

Теряев Тимофей Фёдорович со своим учеником Алексеем Соколенко. Ростов-на-Дону. 1962 год

Слава Гончаров, Соколенко Алексей (старший брат Миши Соколенко) и Саврасов Евгений закончили РХУ в 1966 году по живописно-педагогической специальности. В мастерской Теряева, конечно, главный упор делалася на живопись, с её декоративностью и напряженным цветом, для большей образности и остроты подчёркнуто чурным контуром.

Ростов. Выставка "Память Сердца". Журналистка - моя распрекрасная Таня Тулуманова пришла на выставку только ради работы Тимофея Теряева

Ростовская журналистка Татьяна Тулуманова у работы Тимофея Теряева. Фото: Галина Пилипенко

Всё это вместе взятое,  и вызывало на семестровых промотрах споры, скандалы, а среди студентов ненужный ажиотаж, идущий вразрез с академической учебной программой.

Тимофей Теряев. Портрет Марка Капшицера

Портрет Марка Капшицера. Тимофей Теряев. Фото: Галина Пилипенко

Продолжение