Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 213
Валерий Кульченко. Донская битва. Изгнание сатаны с берегов Тихого Дона. Доска, левкас, темпера. 137х102. 2002 г. Арка Как было раньше до 1917 года? Мало кто из ныне живших в верховьях, на среднем и нижнем Дону внятно может объяснить и рассказать толково: как было раньше? Но одно точно существовало: воля! В этом внуки и правнуки расстрелянных и раскулаченных прадедов и дедов сходились в едином порыве. 1990 год. Калач-на-Дону. Далеко за полночь, можно сказать: ближе к раннему июльскому рассвету в летней кухне горит свет. За столом — автор этих строк и муж моей сестры Лиры, Василий Васин. Я у них в гостях. «Заседаем». Обговорено многое и о многом. Выпито тоже достаточно. Вдруг Василий преображается: подкручивает роскошные усы и командует: «По коням! Марш! Марш! Сначала рысью, потом в намёт по близлежащим станицам поднимать народ! Вперёд!» Возбудился чрезвычайно потомственный казак Василий Матвеевич, родом из хутора Дундуково (Старый Калач) потерял всякую ориентацию во времени и пространстве, в некотором роде, как говорят «зашёлся» в своих мечтах освободить Дон. Валерий Кульченко. Зима в пойме Дона. Х., м. 50х100. 198 год Лира Ивановна появилась в дверях неожиданно и уже довольно долго стояла в позе наблюдателя, тихо покачивая головой, никем незамеченная, пока её строгий окрик не поставил всё на места, то есть вернул «мечтателей» на грешную землю. Насчёт Вольной жизни на Дону до революции есть много непреложных истин-аксиом, самые популярные и часто повторяемые, порой и людьми и близко никогда не бывшими ну просто никакими казаками: «Казак за водой не ходит!». А уж «С Дона выдачи нету» повторяет каждый, кому не лень. Валерий Кульченко. Левый берег Дона. Бумага, акрил. 58х75,2010г О «донской вольнице», пожалуй, самой популярной теме, ходят легенды, подкреплённые историческими личностями. Вот, например: Пётр Первый — о его деятельности и посещениях, неоднократно, начиная с Воронежа, к низовьям Дона — Темерницкая крепость (Ростов-на-Дону) слагаются и передаются из поколения в поколение. Были, сдобренные фактами, а также «преданья старины глубокой», перешедшие в устное народное творчество. Вот что я услышал в станице Вёшенской в 90-ые годы прошлого столетия о взаимоотношениях казаков и Петра Первого. Валерий Кульченко. Шипы и розы Петра Первого. Х., м. 128х 80, 1998 г. Делегация вольных сынов Дона предстала перед царём в удивительных нарядах: красные шаровары с синей каёмкой по бокам, среди прочего особенно привлекли внимание Петра Первого. «Что это такое» — был задан вопрос. Замялись, папахи давно уже в руках, не знают куда спрятать, переступают с ноги на ногу в подкованных сапогах, подталкивают атамана станицы Константиновской: «Говори, Степан! Не робей!». Сделал шаг вперёд, чёрные глаза на царя вытаращил, этикету дворцовому не обучен. И без предисловий: громко, чтобы все слышали: «Красный цвет — это наша воля! А синяя полоса — это Дон-батюшка!». Выпалил и растворился в нестройных рядах делегации. Будущий император Всея Руси задумался, потом встряхнул головой, тут и гордый профиль и грозный блеск глаз и пышная шевелюра, откинул волосы рукой назад. В одно мгновенье предстал перед присутствующими властным и грозным реформатором. «Так вот, отныне цвет шаровар — синий — это ваш Дон. Красная полоса по бокам — это ваша воля. Не шире 5 сантиметров». Дальше
More from my site |