«СССР – родина подкастов»: как развивался популярный аудиоформат в России
За последние пару лет подкастинг проник во все сферы отечественной медиажизни. Онлайн-издания и газеты, отдельные блогеры и даже группы библиотек в социальных сетях – все они стремятся запустить свою серию подкастов и стать популярными. О том, кто развивал этот необычный аудиформат в России и почему случился скачок популярности в 2017 году – в нашем материале.
Фото: Логотип «Иллюзии независимого радио» Всего с 1989 по 1993 год вышло 4 серии передачи продолжительностью от 35 до 60 минут. Их содержание в основном было связано с музыкальной тематикой:
В некоторых передачах встречались и элементы новостной журналистики: так, например, в выпуске №3 часть передачи была посвящена местным музыкальным событиям и хронике. Подкасты в том виде, в котором мы их знаем сегодня, появились в России в 2005 году. Любопытно, что согласно мнению некоторых медиаисследователей, тогда они даже развивались одновременно с американскими и ни в чём им не уступали. Этот период развития отечественного подкастинга в первую очередь связан с деятельностью радиоведущего Василия Стрельникова, который, заметив появление специфического формата аудиопередач на Западе, решил запустить подобный проект на родине – им стал Rpod.ru. На протяжении следующих нескольких лет данный сайт был единственным подкаст-хостингом в России. Монопольное положение, отсутствие цензуры и открытость с одной стороны позволили Rpod.ru стать очень популярным сайтом среди пользователей Рунета. С другой же стороны, без тщательной модерации техническое качество загружаемых аудиофайлов и содержательный уровень контента были невероятно низкими. Как говорил сам Василий Стрельников: «Большая часть подкастов была откровенным шлаком». Ситуация изменилась в 2008 году, когда продюсер центра «Ройбер» Максим Спиридонов объявил о создании новой платформы для подкастинга – PodFM. В отличии от Rpod.ru, проект изначально подразумевался как коммерческий, из чего следовало более пристальное внимание к модерированию и редактированию аудиоматериалов. Также на платформе Спиридонова большой акцент делали на структурировании, поэтому PodFM уделял особое внимание рубрикам: «Подкаст недели», «Новинки», «Сегодня в эфире», «Сделано на PodFM». Фото: Василий Стрельников и Максим Спиридонов Последняя рубрика достойна отдельного упоминания. Именно с её помощью авторы проекта пытались как прорекламировать самих себя, так и создать постоянный штат наиболее талантливых подкастеров. Делалось это с помощью взаимного пиара – PodFM выводил авторов в топы на сайте, а они взамен упоминали платформу в своих выпусках. Подобная политика подкаст-хостинга привела к конфликту с Rpod.ru, где боролись с рекламой. Так, например, на сайте Василия Стрельникова неоднократно удаляли подкасты и банили тех авторов, которые открыто говорили о своем партнерстве с PodFM. Однако ни конфликт двух подкаст-гигантов, ни попытка привлечь крупных инвесторов не смогли в тот момент популяризовать аудиоформат в России. Причиной этого стали как отсутствие качественного и дешевого интернет-соединения, так и в целом непривычность подобного формата для массового слушателя – радиопередачи и все схожие с ними аудиоявления воспринимались россиянами как нечто серьёзное и информационное, а не развлекательное. Незначительные изменения в сфере подкастинга произошли в 2014 году, когда приложение «Подкасты» на iOS, выпущенное двумя годами ранее, стало доступным на всех устройствах Apple. Вследствие этого произошёл массовый приток в подкаст-сферу как технолюбителей этого бренда, так и случайных пользователей, заметивших на своих девайсах незнакомую программу. И если вторая группа людей быстро теряла интерес к необычному формату, то первая сформировала новый облик отечественной подкаст-сферы. Основными крупными игроками отечественного рынка к 2015 году стали три подкаста:
Все они были практически едины по своей «гиковской» тематике. Причиной тому, по словам создателя «Zavtracast», Тимура Сейфельмлюкова, стал спрос тогдашней целевой аудитории именно на подобный контент: «О подкастах в целом знали только технологические энтузиасты, то есть люди, которые знали, как работают технологии, как работает интернет, знали, что такое RSS-лента. И эти люди нашли новомодный, необычный формат, через который могли рассказать что-то таким же технологическим энтузиастам». Дальнейшие же события, вплоть до сегодняшнего дня, на рынке подкастинга сопровождаются стабильным ростом как интереса аудитории, так и числа аудиопередач в целом. Как сказал Максим Спиридонов, «Ранние времена, до возникновения PodFM, можно назвать каменным веком подкастинга. Потом была Античность 2008–2012 года, когда все ждали бума, а я прогнозировал финансовый успех. Дальше было Средневековье, упадок, до 2017 года. Сейчас же у нас Ренессанс, Возрождение». Ярослав Попов More from my site |