Ростов-на-Дону. Паническая атака
Интриговать или не стоит? Ладно, не буду — всё равно фотографии меня выдадут с потрохами. По ним легко догадаться, что в Ростове, который не Великий, а Ростов-на-Дону, случилось значительное. И это событие — выставка художника Александра Жданова «Последний Пан» и его друзей — Юрия Фесенко (вдохновителя выставки, после которой он передаст Музею ИЗО полотно Жданова), Валерия Кульченко (на этом сайте вы найдёте его мемуары, которые я литературно-деликатно-бережно редактировала. Деликатно, потому что от Кульченко я никогда и намёка на брань не слышала, а вот Жданов любил и крепкие слова и такие же напитки и странички из порно-журналов в Ростов-на-Дону посылал другу. Ведь, как известно, в СССР секса совсем ни разу не было. Живой характер!). «В РОМИИ на Чехова вчера открылась одна из самых важных выставок за последнее время. Работы Александра Жданова и его таганрогско-ростовского круга. А это очень важный круг. Стуканов, Шабельников, Басов, Кульченко, Фесенко… Открытие оказалось на удивление многолюдным и содержательным. Выставку считаю обязательной к посещению» — мнение влиятельного публициста и поэта Владимира Козлова. Но продолжу круг чертить — он невозможен без Леонида Кабарухина. Мой сайт «Неофициальных новостей Ростова-на-Дону» и проект «Иллюзия независимого радио» — информационные партнёры этой значимой выставки, что для меня — Галины Пилипенко — очень лестно. Можно подумать, что о Жданове уже известно почти всё, но нет! Друг из галереи ZHDANOV поделился находкой: оказывается, в США через 6 лет после кончины художника, состоялась персональная выставка, где экспонировалась работы Жданова и авангардиста Леонарда Лапина. Статья об этом опубликована в 2013 году в THE PENNSYLVANIA GAZETTE и ещё в двух престижных американских еженедельниках. Конкретно «светить» их до выхода книги Юрия Ивановича Фесенко о Жданове не буду. Она называется «Искусство перемен», в подзаголовке сказано, что коллекционер Чарльз Краузе «находит и выставляет художников, чьи работы влияют на мир». Какое звучание имён, однако! Выставка в Ростове стала возможной благодаря второму (или первому) куратору — Светлане Крузе. Да! Вот ведь траектория жизни — из крыг и камышей станицы Вёшенской, где ховался маленький Жданов, таская рыбу из садка Шолохова (пишет об этом факте Кульченко Валерий Иванович), да в личности, «чьи работы влияют на мир». Из артистичного выступления (очень тонкого, ироничного и душевного) Юрия Фесенко: «Жданов в Москве сел в троллейбус, но как купить билет? Тогда он попросил у женщины, ехавшей в том же транспорте, 4 копейки. И она оказалась его будущей женой. Я думаю, то был троллейбус N 3, который в те времена ходил по Каляевской (ныне Новослободской), где в доме 29 жила Галина Мсиславовна. Галина Герасимова купила билет, привела домой, накормила, напоила. Галина — очень чуткий, неординарный человек и мужественный — в детстве по Ладожскому озеру ушла из Ленинграда от бомбёжек, мгновенно разглядела масштаб фигуры Жданова и предложила ему кров, питание и какое-то средства на холсты и краски». Видео 1. https://vk.com/video21665270_456239209 Ещё из рассказа Фесенко: «Я не могу стопроцентно говорить о всей жизни Жданова, я говорю только о том периоде, которому я был свидетель, когда мы вместе работали. Обо всём другом я не берусь судить. Идея организовать выставку в Ростове-на-Дону родилась совсем недавно. Я слышал массу мифологических историй о Жданове, домыслов и несуществовавших сюжетов и я вдруг понял, что есть поколение, которое сейчас вспоминает Жданова и хочет знать о нём больше и есть я, заставший некий временной сектор и готовый поделиться переживаниями и впечатлениями от контактов с этим человеком. И эта выставка и работы, которые нам чудом удалось собрать, а некоторые графические листы вообще в последние дни появились! (Ой, тут я свои 5 копеек вставлю (да, вот ещё перекличка — то фамилий, то 3 монеток Галины Герасимовой). Встречаю случайно знакомого ростовского коллекционера Славу Хорольцева, а он спрашивает: чего я тебя давно на вернисажах не видел? А я ему: вот в музей ИЗО собираюсь, на Жданова. А он мне: о, а я и не знал. А у меня есть его работа. Я тут же бросилась в галерею ZHDANOV звонить, так экспозиция и пополнилась — это Галина Пилипенко вклинилась). Выставка — это задумка, способ оставить след и память об этом человеке, очищенной от мифологических сюжетов. Хотя, быть может, и не нужно очищать. Тем не менее, иногда, объективная история придаёт окрас и терпкость личности, о которой я пытаюсь рассказать. С Галиной Герасимовой мы много общались, она очень душевная и словоохотливая. Знакомы мы с 1978 года и расположены друг к другу и много семейных сюжетов, деталей той жизни остались у меня на слуху и в моей памяти. У Галины на море тренером работал друг-однокурсник: дрессировал дельфинов для военных целей. А у дочери Галины — Василисы были проблемы с сердцем. И Галина попросила друга о помощи и Василиса всё лето каталась на дельфинах и полюбила воду и плавание. И Галина показывала газету, где опубликовали фото: дочь верхом на дельфине. Потом Галина отдала дочь в секцию по плаванию, где Васса добилась очень больших результатов. Но когда Вассе исполнилось 16 лет, Галину пригласил тренер и сказал, что Васса должна колоть гормоны для того, чтобы стать конкурентной в спортивной среде, либо забирайте её, вон открылась секция художественного синхронного плавания, определите туда. И мать её перевела. Вскоре Васса вошла в сборную Советского Союза и они стали ездить по миру. Шаг Вассы на отъезд не был продуман семейно. Надо сказать, что атмосфера в семье художника часто непростая, особенно, если художник такой умный, как Жданов, и девочка постоянно находилась в очень жёстком разговорном пространстве, где часто говорилось, что надо бежать отсюда, уезжать из страны. И видно, в определенный момент эмоциональная пружина сработала спонтанно. Возможно, наложились личные обстоятельства. В то время девочка написала на стене над диванчиком, где она спала: «Хорошо быть кошечкой». И родители возмущались: как это так — кошечкой! Дальше несколько лет после бегства Вассы Галина Мсиславовна и Жданов добивались разрешения на выезд под лозунгом воссоединения семьи, но им всё время приходил отказ. В последний раз Галина попросила меня идти с ними за решением, чтобы удержать Сашу от выражения бурной реакции. Потому что если его заберут хотя бы на 15 суток, он автоматически становится невыездным. И мы отправились в ОВИР на Цветном бульваре, сейчас это мидовское здание, и когда снова получили отказ, Жданов разразился бурной сценой, едва-едва я смог его удержать. И когда вышли, то решили уезжать через конфликт, раз не получается через воссоединение. Тогда же мы решили меньше встречаться, потому что у меня была сложная ситуация с пропиской и подвешенностью в воздухе и контакты с определенными структурами были нежелательны. И они начали плотно контактировать с диссидентами и известным правозащитником Сквирским». Это лишь фрагмент рассказа Юрия Ивановича. Полностью — видео тут О том что видел Жданов в трещинах асфальта, какой ржавый ключ носил на шее и множество других сильных деталей в рассказе Татьяны Кульченко. Благодаря кропотливой работе сотрудников галереи ZHDANOV, мы смогли увидеть репродукции картин, созданных в американский период жизни Александра Павловича. На фото вы можете оцеить их — огромные во всю стену. К сожалению, после закрытия выставки баннеры пришлось разрезать. Надеюсь, фрагменты рабочие разобрали на память. Для меня выставка эта очень личная — это странное чувство, когда письма Жданова, которые в больших количествах лежали в моём доме, вдруг видишь за музейным стеклом. И да, это, конечно же, воспоминания о Валерии Ивановиче Кульченко. И да — паническая атака направлена на замшелый академизм. Закончить хочу потрясающим хокку, написанным Сергеем Иванусом. «Навечно парит Над пристанищем Пана Пустой оргалит». Все фото — Галина Пилипенко, а те что не мои специально отмечены. Спасибо. https://vk.com/video21665270_456239209 |