Он умеет делать только то, что он умеет делать
Ф.И.О.: Святослав Задерий (Алиса) Возраст: 28 — приблизительно, точного летоисчисления у джинов не бывает. Особенности: любит кошек и собак. Представительство: третье сознание ОЕ. Другое: группа НАТЕ, Ленинград Функциональные обязанности: любовь-ненависть-секс. Наверное, вы помните персонажа из какого-то фильма-копилки Феллини. Может быть, он назывался «Интервью», а может быть и нет, но там от актёра требовалось сыграть начинающего журналиста – он шёл к кинозвезде, которую боготворил с пелёнок и должен был комплексовать, стесняться и прочее. Режиссёр, облегчая актёру вхождение, велел сделать ему прыщик на носу как раз. А мой внутренний режиссёр честно подсказывал: моя задача сильно осложняется: от этого южного солнца нос сгорел и сиял, как все звёзды на брежневском пиджаке. К тому же, когда я вместе с носом зашла в номер. Слава был занят. Слава читал «Карманный словарь атеиста». Но теперь уже всё равно. Галина Пилипенко: — Слава, ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР, почему у твоей первой группы такое романтичное название? — Что ты, скорее магическое – оккультные дела. (Напомню, что вторая группа Славы – АЛИСА сначала так и называлась – МАГИЯ – прим. Г.П.). Вот ты веришь в вампиров? — Нет, наверное… — Я энергетический вампиризм имею в виду. Расскажу то, что знаю наверняка. Галина Павловна Самойлова – очень хорошая женщина, мать Петра Самойлова, бас-гитариста АЛИСЫ на конференции социологов-психологов познакомилась с одним человеком, и, разговаривая с ним на всякие профессиональные темы, ощутила весьма сильную энергию, исходящую от него. Он захотел помочь ей аккумулировать собственную энергию, и они договорились, что по возвращению из Москвы, в определённые часы и в определенном месте квартиры будут об определённых вещах. И действительно, Галина Павловна начала чувствовать необыкновенный подъём сил. А ещё через какое-то время у неё началось нервное истощение, и она даже попала в реанимацию. Это она нам потом рассказывала. — Значит, тот человек был энергетическим вампиром? — Даже может быть целое предприятие. министерство энергетических вампов. Ведь ничто не исчезает бесследно, помнишь? Взятая у кого-то энергия должна же перекачаться к кому-то другому. Не веришь? Ну ты же сама наверняка ощущала – пообщаешься с кем-то и прямо выжатым себя чувствуешь. Есть люди дающие и наоборот. На глобальной тусовке это очень важно. А перекачка энергии неизбежно начнётся, особенно если человек энергетически нечистоплотен, он потенциально готов шаманить. Остерегайся! Сначала они располагают к себе. а потом узнаешь их вампирью сущность! Да, да, зря ты улыбаешься! — Тогда, наверняка людям творческим должен быть присущ духовный вампиризм. Вот ты чувствуешь потребность пообщаться с людьми, которые могли бы тебе что-то дать: ощущение, тему, посыл, напитать тебя? — Специально, я, конечно, не ищу, но жизнь сталкивает, в общем-то. Слушаю, стараюсь с новыми людьми знакомиться. Думаю, что в группе надо жить каждому самому и тогда каждый соберёт, грубо говоря, информацию. А когда соберёмся все вместе, может получиться симфонический панк. Кстати, можно я тебе из словаря атеиста прочту интересное определение, что есть симфония – Это «справочное издание, в котором в алфавитном порядке приводятся слова и отдельные выражения, встречающиеся в Библии, сказанием в какой главе, книге, стихе следует искать данное слово и выражение». Так-то, а ты думала! (Торжествующе – Г.П.) полезно почитать, потому что как ни крути, а рок-н-ролл, всё-таки, религия. — НАТЕ твоя третья группа, а студийных записей нет. Или рекламные цели? — Да мы не спешим записываться: возможности нет. С Тропилло с определённого момента я не хочу иметь дел. Боб привёз студию из Америки – есть какая-то надежда. а вообще записаться в Ленинграде стоит полтинник час, и не чистой игры, а включая настройку и всё остальное. — Слава, вам плохо живётся в материальном плане? — ? — Ваш скрипач всё бутылки собирал на фестивале… — Иван? Он как сессионник играл с нами. А вообще он скрипач АКВАРИУМА, так что это АКВАРИУМУ плохо живётся (обоюдно смеемся, довольные ответом – прим. Г.П.) — В «Нате» люди часто меняются… — Да, состав — мы ищем своих. Есть хорошие музыканты, с консерваторией есть, технари есть отличные, а группы как единства духа не получается… Главное не музыкальные способности, а чтобы были свои люди. С Доктором как вышло: я вписал его вокалистом. Он писал стихи о том, о чем мы писали музыку, — мы нашли, что искали. А образование, консерватории — гиблое дело, «консервы» — именно от «консерватории». — НАТЕ много гастролирует, а в Ленинграде вы часто выступаете? — Стараемся как можно реже. Часто выступать в своём городе считается не престижным. Но престижно-не престижно, а план, конечно, надо выполнять. И потом, мы – молодая группа. В июне 87 – первый состав. До этого собрались всего за месяц, обычно инкубационный период высиживается на точке, а мы – сразу в бой! Действительно, уже осенью прошлого года НАТЕ играли на фестивале в Донецке, где я впервые увидела эту команду. Это было здорово, но это было мило: немножко «эротики», немножко «шпиономании», ужасный звук и потрясающая пластика Задерия. — Говорят, ты танцуешь по два-три часа каждый день? — Что ты! (немного подумал – Г.П.) Я всю жизнь танцую. Потом я смотрела НАТЕ этим летом на VI ленинградском фестивале, и скачок был настолько качественным, что у меня, как выражается народ, челюсть отвисла. Любовь? Да, осталась. Секс? Тоже. Но появилась политика и сразу всё изменилось, оставшись тем же. И, что важно – не пахнет конъюнктурой, хотя и есть вещи, рассчитанные на мгновенное восприятие, на то, чтобы зал подхватывал (например, «Всё будет так, как мы захотим»). — Часто сравнивают твою манеру держаться на сцене и Кинчева, выясняя, кто «первичней». Значит, ты никогда пластикой не занимался? — Я — нет. Костя работал натурщиком в художественном училище, кажется. Представляешь, раскопать сейчас те рисунки? Потом он был фотомоделью. — Слава, теперешняя концепция НАТЕ? — Что политика, что революция, что любовь – начало одно – живое. «Что объединяет голые груди и красные знамёна? Всё!» — говорит группа НАТЕ. Так это заявление, пожалуйста, и запиши. А секс оживляет всё живое. И чтобы ненавидеть, надо прежде научиться любить. Иначе не фига не получится. — «Лучше секс, чем МХ» — красиво сказано, кратко, «экс» — звучно. »Пока БУДЕТ СЕКС НЕ будет войны» — ты веришь в такое или это шутка? Или оптимизм? — Ну на самом деле это так, ты вспомни, нас всегда чем стращали? ракетами и сексом! А ведь никуда без любви и сексуальных устремлений! ФРЕЙДА ЧИТАЛА ЖЕ… — Хиппи ещё вон когда были и Запад прошёл уже через сексуальную революцию и, раскрепостившись, вернулся к сентиментальной и романтичной любви. — Галь, ты хочешь сказать: зачем мы это всё делаем? Конечно, с любовью-то оно лучше! — Я хочу сказать, что в принципе всё это уже было, но почему вы взялись делать именно секси-н-ролл – мне интересно? Ты совсем отказался играть на гитаре? — Да, и это окончательно, понимаешь, гитара – вышедший из моды инструмент, устаревший звук. На самом-то деле. играют собой, а не на инструменте, исходя из того звука, который человек производит в жизни. — Значит, можно выступать и без инструментов? — А мы и выступаем (хитро смотрит и смеётся – Г.П.). В жизни. И без инструментов. — Твоё заявление «НА САМОМ-ТО ДЕЛЕ» МНОГО серьёзнее, мне кажется, в роке сейчас больше профессиональных революционеров, чем музыкантов. — Время непонятное, раньше — есть свет внутри тебя, возьми его и делай. Сейчас наступили смутные времена и не только в политике. Вот точно – смутные времена. А псевдо-революционеров развелось! Я бы предупредил: «Опасайтесь подделок!» а то, что ура-революционеры имеют успех, так надо учитывать то, что человек 20 кричат в зале просто так. Реакции выгодно выставлять псевдо-революционеров напоказ, они дискредитируют идею. Какую? Революции, скажем так. Гласность не отобрала темы. просто она поставила последнюю точку, что вполне логично. не случайно, теперь многие отходят от агитки – ТЕЛЕВИЗОР, ОБЪЕКТ. — Борзыкину удалось добиться перемен к рок-клубе? — А, комитет по контролю за рок-н-роллом…нет, ничего реально нового он не сделал. Никаких принципиальных отличий. Контора при конторе. Борзыкин просто стал членом совета. Всё это напоминало предвыборную кампанию. — Упорно держится слух, что ДДТ не так уж хорошо в Ленинграде, что Шевчук остался чужаком в среде питерских эстетов. — Что ты! ДДТ – правильные парни! На самом-то деле! У нас не существует градаций , если ты приехал из Уфы, это ещё ничего не значит. Сашбаш – САШКА Башлачёв в десять раз больше ленинградец, чем какой-либо другой музыкант. Москва-Ленинград… Воду мутит Липницкий, вот его критическая статья: «Почему «столичный рок», а не «столица рока»? Игра слов прикрывает желание сделать первоисточником Москву, выдать её за Мекку. Вот он и кидает – кость-не-кость, но смуту внести хочет. Провокация конфликта. — Ну ты вспомни, говорили же, как Розенбаум поливал грязью Шевчука – посмел, дескать, приблизиться, пристроиться к ленинградской тематике… — Розенбаум — это продажа на все сто. Я его просто ненавижу. Проводить аналогии Высоцкий – Розенбаум – просто подтасовка, а это случается. — Последний фестиваль грустным был — обидно за «ДДТ», «Алиса» — тоже… — То, что происходит с «ДДТ» и «Алисой» — результат коммерции. Я тоже свалил с середины «Алисы» и не успел с Доктором поговорить. Его можно понять — дочка, тусовка, ездит. Куча времени уходит. Как-то мы оттянулись славно, утром голова вот такая, ну как у настоящих мужчин… Смотрю — Костя собирается, куда ты — говорю. Он мне отвечает, нет, пойду домой, мне пеленки стирать надо. Знаешь, и меня как-то это так тронуло… В принципе, у него есть сейчас новая программа, хотя нового в музыке пока не заметно. А раньше мы могли программу и за неделю сделать. И потом Доктор часто вписывается в пролетные вещи типа кино или этого суда с газетой. Ну что могут сделать Кокосову? Посадить? А клевета чистая, и наглая. На самом-то деле жертва — я (смеется — прим. Г.П.). Все после концерта тогда свалили через запасной, а я иду, как положено, под банкой. Ну меня и повезли в вытрезвитель, до утра. Кстати, знаешь, кто надпись алисовскую, с двумя звездами, придумал? Джоанна, когда рекламировала на Западе «Красную волну», побывала у Энди Уорхола — дизайнера «Битлз», «Роллинг Стоунз» — знаменитый мужик. Он послушал немного запись и на банке грибной подливки написал АЛИСА и две звезды. Так Джоанна банку с автографом и привезла. — А почему «Магия» стала «Алисой»? — Алиса — моя кличка. Я ушел, имя осталось и прижилось. — А почему «Доктор»? В журнале «Свет» НЧ-ВЧ, залетевшем в Ростов, море хохмочек типа: «Вдруг из шкафа вылетает Доктор с клизмой в руке и ну всех лечить, горчичники ставить». — На самом деле Костя лечить умеет хорошо, поэтому я и назвал его Доктором. Серьезно, он обладает способностями, биополе у него точно есть. И лечить не только в прямом смысле, но он умеет и поговорить с тобой так, что тебе станет легче. Раньше таких людей называли духовниками. Сейчас мне такого человека очень не хватает… Анекдоты, о которых ты говоришь, чистый абсурдизм. Это приезжали ребята из Горького и написали. — Из молодых питерских команд. какие бы ты назвал перспективными? — Алекса ОГОЛТЕЛОГО. Его русские народные галлюцинации ждёт большое будущее. Алекс человек отвязанный и в безумии своём многое может сделать. — Но у АЛЕКСА и его НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ в музыке своего – ноль. Всё взято у ПАБЛИК ИМИДЖ. — Скорее, у СЕКС ПИСТОЛЗ. Кстати, недавно оттягивались у Васина. Заходит человек, познакомились, забыл, правда, как его зовут. Он и говорит: «Я гитарист PIL». «Ба!»! «Я — говорит – от Степанова, клавишника МИФОВ привет привёз». И скромно так всё. Ну то да сё, а я ему так, ненароком: «А как зовут вашего вокалиста?». Каверзный, думаю, вопрос! А он мне:»Джон Лайдон»… Он рассказывал: на Западе моден сейчас стиль чап-хаут. Радиостанциям даже запрещено крутить его – говорят – эта музыка может вызвать новое движение – типа 60-ых. — Слушай, а вот «Марш бюрократов» — как у тебя связалось христианство и чиновничество? Там у тебя много удачных кусков – «А где характеристика на Божью мать?», и другие места… — На самом-то деле, сущность, что у распявших Христа, что у бюрократии, одна – убивать. Вот я ещё прочту, если ты не против – что такое Бог. Я всё думал – как же коммунисты-то вывернутся? «Бог – основное религиозное представление. В современных религиях, это, как правило, верховная сущность, наделённая высшим разумом, абсолютным совершенством, всемогуществом, сотворившая мир и управляющая им. По христианским понятиям, Бог – это истина, добро и красота». Вот. — У «Петроградского философа» есть прототип? — Я бы не хотел узкого восприятия. Но у меня есть друг – Лёша язычник. Ты знаешь кооперативную продукцию – два пальца вверх, высунутые языки и многое другое Лёша придумал на самом деле. Ну, за бутылку портвейна он значок или идею запросто отдаёт. Лёша такой чувак – санками на голову ударенный. А «приятели» пользуются этим и им остаётся только красить значки и получать бабки. Я называю это петроградским синдромом. — Как ты думаешь, проституция – это только способ заработать? — ? — «Кошке хочется спать». — Почему ты решила, что это о проституции? Наоборот. Дело как было: две девушки взяли бутылку вина и вышли во двор посидеть на воздухе. Им так захотелось. Почему бы и нет? К ним подъехали два милиционера и сказали, что борются с проституцией, отвезли девушке за город, изнасиловали, а потом стали предлагать выпить коньяку… С грязными глазами. Я думал обо всём этом, когда делал «Кошку». А проституция… Тебе никогда не приходилось общаться с проститутками? Мне однажды довелось, и, упаси бог, ещё раз выслушать такое! Как дело было – Аркаша Высоцкий – сын Высоцкого – собирался делать фильм – он по пять сценариев в месяц пишет – нашёл четырёх девушек, чтобы они ему рассказали. Мы сидели и слушали, а они рассказывали. До сих пор не по себе становится, когда вспоминаю. И с такими деталями, просто страшными, понимаешь! Там даже не о венерических делах речь, а просто механические болезни… — В «Кайфе» Рекшана такое неприятие наркотиков звучит… Есть рокеры, которые утверждают, что Рекшан просто не въезжает в это дело и наркотики всегда были в традиции рок-музыки. — Конечно, наркотики открывают новые возможности сознания, но можно же и не вернуться. По сути, это укол, прямой ввод химии в мозг. Нет. Слишком дорого платить. — Мне кажется, от рок-музыкантов ждут жизни, сообразно имиджу. И в этом, возможно, одно из отличий рока от других искусств, я знаю людей, которые разочарованно тянули: «Ну-у-у, а я-то ду-у-у-у мал!», прослышав, что Мефодий из НИИ КОСМЕТИКИ не гомик… — Ну, согласен, хотя не обязательно выдерживать имидж в жизни, надо быть Христом, чтобы пятью корочками накормить пятитысячный зал. Но отвечать за то, что ты делаешь надо обязательно. Иначе всё будет конъюнктурой. Для меня идеальный рок-имидж – у Николсона. Кроме «Кукушки» он ещё играл в «Шанке» и «Охотниках за яйцами». Для меня он воплощение символа рок-н-ролла, и, надо думать, не только для меня – не случайно же он – единственный актёр, чьё фото появилось на обложке музыкального «Роллинг стоунз» три раза! — Как ты вдруг решил использовать терминвокс? — А слышен он был на фестивале, да? Малинин Миша ездил в Москву и познакомился с внучкой изобретателя терминвокса. Она ему за маленькую сумму, которую он тщательно скрывает, продала инструмент. Но больше терминвокса у нас не будет – Миша подарил его Брайану Ино… Миша переводил РОКСИ МЬЮЗИК и пел, а Ино к нему в гости приезжал. Он был в Союзе по делам фирмы «Эплз». Знаешь, страшно, когда боги приезжают к тебе в гости. — Отличная фраза. И тема тоже. — Ино выпустил голографический фильм о Ю ТУ. Он толстый, лысый, в строгом костюме. Всё это как-то не вязалось…Конечно, в любой оболочке он остаётся Брайаном Ино. — Антен-2 снимала клип НАТЕ? — Нам редко везёт – они сделали четыре дубля на какой-то лестнице и солнце зашло. У них много чего было придумано – лаборатория экпериментального моделирования, психоделическая мода. Тогда же, на фестивале Тропилло выпустил свои конкретные мафиозные коготки – договорился с ментами и французов в зал не пустили, ты же видела – вагончик «Видеофильма» вплотную подогнали ко входу. Тропилло просто показал свои акульи интересы. Такую же историю он с «Энергией» устроил. «Демонический голос» — это Тропиллы. Есть у него тупость в каких-то вещах – вот он решил выпустить АЛИСУ, аранжированную А.Тропилло непременно. Стал Костю врубать, давайте, мол, сами сведём. И когда я уехал на время, все и сработалось. А Тропилло, я тебе скажу, сводить не умеет. Как надо было — знал только я — там много было музыкальных и смысловых пластов, и по распределению частот — тоже тонкости были. Я приехал, услышал — плохо сделалось — две начальные фразы убраны. Там было нечто вроде театра абсурда, хотя, подспудно, мысль проходила. Звучал голос: «Давайте поднимем это вверх!» и второй голос: «Давайте опустим это вниз!» и третий — разрешающий: «Можно!»! А в результате? Женский голос есть, а первые два голоса Тропилло забыл ввести. Вступление превратилось в чепуху. Как я мог терпеть? Музыка и аранжировки — мои, тексты — Кости. И вдруг — «аранжировка А.Тропилло»- даже Костя опух! Два года ушли просто в ветер! — Кстати, Слава, «Алиса» – «это ветер». Любовь-ненависть-страх-секс, а «ветер» — тоже ключевое понятие для вашего творчества? — Помнишь, буржуины Мальчиша-Кибальчиша пытают — скажи нам, Мальчиш-Кибальчиш, откуда такая сила? А главная сила — в ветре. Так Доктор говорит, и вообще, для Питера ветер — главное, и просто, если голова болит — ветер продует. «Ветер, ветер…» Блок в точку заметил. — Где? — То есть как «где»? В «Двенадцати». Ну а что ж еще у Блока-то может быть? (Хитро посмеивается — прим.Г.П.) — У Кинчева «мой ветер — вентилятор». Слава, традиционный для нашего журнала вопрос — только теперь смогу задать его автору: «Мы вместе!» — отношение к лозунгу? — На самом деле это и задумывалось как лозунг — «Наша сила в единстве» и как символ объединения двух городов, альянс Москвы и Ленинграда. И для нашего с Костей творческого дуэта «мы вместе!» — тоже было лозунгом. Теперь? Я бы без Кости все-таки не стал бы её петь, хотя аранжировка и моя. — То, что Костя поет один, тебя покоробило? — Так Москва же! (Улыбается — прим.Г.П.) — Слава, а вот тот жест Кинчев, говорят, взял у Спрингстина? — Что ты, и лозунг, и жест были еще до подъёма Спрингстина. А вообще Костя торчит на «Систер оф мерси», с утра слушает. — Утверждают: контркультура, субкультура, молодёжная культура и как там ещё её обзывают, может плодотворно развиваться только в условиях гонений. — Контр- смотря чему. На всякий плюс есть минус, на чёрном фоне всегда видно белое. Изменилась градация – только и всего. Если бы от рок-н-ролльной песни умирал бюрократ! Я не могу сказать, что гонений нет, и что-то глобально перестроилось. Верю ли я в перестройку? А я её делаю! Горбачёв, на самом-то деле, должен сказать спасибо нашему поколению. Мы же перестройку делали до него. Если бы он продолжал творить старое, это просто не получило бы поддержки, была бы тоталитарщина, «раскручивали б злобу тотальных идей». — Значит, всё «будет так, как мы захотим»? — Конечно, только надо делать конкретное. — Ты продумывал концепцию НАТЕ или она сложилась из вещей? — Надо просто видеть и брать то, что висит в воздухе. А любовь, политика и секс постоянно совокупляются. И помнить: «Девять беременных женщин не родят ребёнка в один месяц» — здорово сказано, да? Это доктор из «Мёртвого сезона». Время-то смутное, я же говорю, не ясно, что может родиться. — А митьки, значит, абсолютно несексуальны? — Кто тебе сказал? (Удивлению его нет предела! – прим.Г.П.) Им просто некогда – они ж бухают! — Я думаю, труднее всего написать что-нибудь стоящее о любви. Вы сделали «Ежика» на стихи Башлачёва. «Если мы встанем в полный рост, мы можем это сделать на фоне звёзд» — просто маленький шедевр. Мне приходилось слышать такое мнение: Башлачёв сделал то, что он сделал, потому что сказал всё, что имел. То бишь попросту – исписался. Оборачивается так: жил, чтобы писать, стихи – как самоцель, а это – неприятно. — Какая-то глупость, конечно. Ты видела фильм, не вспомню как он называется, по Платонову, не помню кто его снял, но фильм совершенно гениальный! Плывут мужики в лодке, один говорит: «Интересно, правду ли говорят, что там нет ничего?». И бросается в воду. Только в фильме всё хорошо заканчивается: лодка плывёт, через какое-то время мужик вдруг выныривает и говорит: «Не-а, мужики, ни хрена там нет!». Сашбаш такой был: ему важно было убедиться. Однажды Сашку, Костю и меня пригласила к себе Пугачева, домой. Идет волна, понимаешь, а она сидит у себя на горе и орешки щёлкает. И уже ей опять интересно — что ж внизу-то творится? Такой крутой разговор у нас получился — мы её к стенке вопросами припирали — будь здоров! А она ничего, ей это понравилось. В шесть вечера пришли, а в шесть утра ушли. Ну, столик она, конечно, выкатила. Ну и она нас пытала! И, можешь мне поверить — совершенно не толстая, как телевидению удается ей объемов прибавить, я не знаю. С огромными голубыми глазами, сексапильная внешность, я прям затащился! Спрашивает у нас: какая главная фраза в романе Булгакова? «Никогда ничего у них не проси!» — Воланд говорит её Маргарите на балу. Если ты ждешь «можно», значит, ты сомневаешься. Это точно. Когда лизать, извини за выражение, ни фига хорошего не получится. — Она – понятно, а что интересовало вас? — Всего мыслимого она уже достигла, зачем ей это? Понимаешь, она опять работает за идею, а сначала ею двигало честолюбие. Она говорит: «Вы думаете, мне деньги нужны? Мне б, «Арлекино» на всю жизнь хватило бы». — Слава, всё чаще сетуют на упадок рока? — Наоборот, всё только выходит из кризиса! Слушай, Галь, а нос-то у тебя обгорел!.. Хотя Задерий и утверждает, что не приврать – историю не рассказать, в этом интервью всё – чистейшая правда. Галина Пилипенко, Бердянск август 1988 г. Журнал «Ура Бум Бум» N 1. More from my site |