Станция «Мир» Владимира Вельтмана
Владимир Вельтман — талантливый таганрогский художник — представляет на выставке монументальные и по размеру, и по содержанию полотна. Они, словно символы ушедшей эпохи, прочно вошли не только в нашу повседневность, но глубоко затронули мироощущение автора. Создавая цикл работ, автор оперирует тем миром советской реальности, который, обладая всеобщей тотальностью, проникал в жизнь посредством советских фильмов, журналов, плакатов и средств массовой информации. В целом, творчество Владимира Вельтмана, несмотря на присутствие ряда абстрактных изображений, отражает его веру в то, что искусство, объединяющее в своей сущностной взаимосвязи миф, символ и художественный образ, призвано быть более, чем просто декоративным средством. Автор убежден, что искусство должно быть, прежде всего, способом выражения глубоких идей и концепций. В представленной серии Вельтман предпринял попытку с помощью включения в изображение разнообразной системы словесных и цифровых отсылок выразить культурологическую сущность ушедшей эпохи. Лишь в работе «Майя» фон не загружен; автор таким образом снимает всю земную тяжесть, утверждая мифическое и символическое содержание балета и его победу над телесностью. Ретрансляция социокультурных символов вписана в космическую сетку, закодированные буквы и цифры которой напоминают полустертые надписи на школьной доске. Слова при этом обретают общий для всей серии смысл не только графически, но и идейно. Помимо позывного Гагарина «Кедр», названий «Шапито» и «Госцирк», из одной работы в другую переходят слова: «сближение», «курс», отражающие не только космическую терминологию, но и имеющие общечеловеческое, философское значение. Наиболее личностными можно назвать полотно «Станция Мир» и холст «Богудония», в котором художник запечатлел дом своего детства, напоминая зрителю о непарадном Таганроге. Ильин в работе «Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм» отмечает: «Положение, что история и общество могут быть прочитаны как текст, привело к восприятию человеческой культуры как единого интертекста, который в свою очередь служит как бы предтекстом любого вновь появившегося текста».[i] Автор стремится расширить границы искусства, в том числе и интертекстуального. Одним из способов художественного выражения художника, а также способом передачи символического содержания становится визуальный нарратив. Феномен использования текста в искусстве не нов, но облекая слова и буквы в символический контекст, дополнительно кодируя словами и цифрами изобразительный ряд, художник «усиливает» социально-культурный пласт представленных работ. В целом серия явилась ярким художественным высказыванием, выразительным за счёт энергичных живописных всплесков краски на тёмном фоне. Все полотна цикла представляют собой единый интертекст, обладающий смысловым кодом, Вельтман выборочно цитирует и анализирует символы ушедшего столетия. Заложенный в работах смысл гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Сознательно не останавливаясь на расшифровке каждого из представленных произведений, хотелось бы отметить, что экспозиция, посвященная не только проблемам культурной, исторической памяти, а также утверждающая тотальную слитность и взаимопроницаемость всего со всем, ждёт своего думающего зрителя. С. В. Крузе Почетный член РАХ, член СХ России директор Ростовского областного музея изобразительных искусств [i] Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М.: Интрада, 1996. – 256 с., с. 226. Медиа-проект «Иллюзия независимого радио» (ИНР) и сайт «Неофициальных новостей Ростова-на-Дону» www.rostovnews.net — информационная поддержка выставки. Ещё о выставке: Метафоры художника More from my site |