Поняла, что у меня случались «гастрономические интервью» — с актрисой Миланой Бру наслаждались шарлоткой, с музыкантом Пауком пили прилюдно (!) виски, с Вячеславом Малежиком — чай. С героиней сегодняшнего разговора в московском, но грузинском ресторане ели имеретинский хачапури, пхали и другие сьестные прелести. Итак.
Алевтина Добрынина актриса театра и кино (70 фильмов в её послужном списке), а осенью 2024 года Алевтина сыграла главную роль в спектакле «Однажды в Неаполе», по мотивам комедии «Филумена Мартурано» Эдуардо Де Филиппо, написана в 1946 году.
Алевтина Добрынина актриса: Я мечтала об этой роли. Мне с детства нравился фильм «Брак по-итальянски», он всегда порождал во мне бурю эмоций, но я никогда не ожидала, что это в реальности может со мной случиться и это — абсолютное чудо! Мы с моей приятельницей артисткой Таней Балуевой ездили на гастроли в Тулу и выходим из театра, отыграв спектакль и, болтая ни о чём, я, вдруг, говорю: «Вот есть такая роль — Филумены, интереснейшая! Я бы её сыграла!» и вот когда в будущем всё уже сложилось, Таня мне об этом эпизоде напомнила!!! Она мне прислала запись нашего разговора! И, оказывается, я тогда говорила, что видела в Малом театре этот спектакль с Ириной Муравьёвой, Ларисой Кичановой и Виталием Соломиным. Потом эту же историю я смотрела с Чуриковой и это было тоже интересно и поучительно. Также когда я приступила к репетициям, я посмотрела и итальянские постановки с разными финалами. В Италии эту пьесу очень часто ставят и любят и она нисколько не устарела. Но там есть две интерпретации — одна, что она, действительно, шарлатанка, которая хочет своих детей в дом ввести, а себя ощутить львицей и хозяйкой дома. А другая версия: Филумена ищет любви, дома, защиты и ей важно оберегать единственного и желанного мужчину. И я разбирала все варианты, пытаясь понять что мне симпатично в каждом.
Конечно, я не сравнивала себя со сказочно красивой и талантливой Софи Лорен. Но мне показалось, что итальянцы мне близки по внутреннему жару. Они быстрые, разговорчивые, коммуникативные, песни, танцы — это всё меня влекло с детства, я помню, что я ощущала прилив непонятной радости, не смотря на непонятный язык! Это меня будоражило! И вот мне поступает предложение! Я несказанно удивлена! И, конечно, я ринулась в бой! Взяла несколько уроков итальянского языка — у меня же есть тирада на итальянском! Нам повезло с режиссёром — Сергеем Кутасовым: он разрешил нам фантазировать! Чтобы мы привнесли своё, интересное, неповторимое! Пьеса-то сама по себе тяжёлая, слог устаревший, одна и та же мысль крутится на двух-трех страницах. Сейчас ни мы, ни молодые так не мыслят. Режиссёр провёл громадную работу, он как бусины отыскивал там и сям фразки и выбирал одну за одной! И так он создал 2 акта невероятного зрелища с танцами и песнями. И героиня своей жертвенностью стала походить на русский характер. Женщина, готовая на всё: вести дом, а это колоссальная работа, быть сиделкой его маме, но при этом не получать признания! Он ни разу не позвал её замуж! А когда он объявляет: а теперь я женюсь на молодой, Филумену это, разумеется, обижает. Как так? Мы 20 лет вместе, я всё делала ради тебя и для тебя, во имя любви, а теперь я оказывается, не нужна! Теперь мне куда? На помойку? Он: ну я ж тебя взял из публичных девок! Да, он сделал благое дело, полюбил и пошёл за ней, ввёл в дом, познакомил с мамой. Да, он сделал много хороших поступков и вот когда наступил ключевой момент, она понимает, что всё рушится и она останется без дома. А кров — самая главная её мечта, чтобы крыша над головой, любящий человек, дети.
И вдруг он хочет всё это предать, продать и уехать в Рим с молодкой! Разворачивается самый настоящий, смертельный бой! Он стреляет в неё и промахивается. Она же борется за своё счастье, говорит: «У нас с тобой есть сыновья и один из них — твой».
И я много думала, что она хочет транслировать? Возможно, все трое — его сыновья? И мы читали, считали и искали намёки и полутона, мы поняли, что в пьесе вопрос не решён, но мы его решили — для себя.
А когда режиссёр спросил (слава Богу!) меня, я ответила, что все дети — нашего главного героя — Домэ. Потому что уж очень Филумена к нему привязана и боялась его потерять и всех своих сыновей в деревне рожала и пристраивала их и воспитывала до той поры, пока он не созреет до того, чтобы осесть дома. Она ждала момента, а его не случилось, потому что он увлёкся другой… Очень разнообразная роль и этим мне и нравится — она и женственная и трагичная и радостная и так трогательна история с сыновьями. Она ведь совсем не знает, что им сказать! Что была где-то там с разными мужчинами? Это же может повлиять на их дальнейшую жизнь, они будут чувствовать себя скверно, если узнают, что их мама занималась не пойми чем. Как они воспримут её историю? Ей, конечно, хочется, чтобы дети её приняли и полюбили. И она пытается добиться этого всеми способами: сначала рассказывает, что она выросла в семье, где не знала любви. И она хочет, чтобы они выросли и поняли её. Потом она поёт им колыбельную, рассчитывая, что их сердца дрогнут. А они к ней не подходят и всё! Кажется, крах! Они её обвинят и не захотят назвать её мамой!
И вдруг наступает перелом — один из сыновей обнимает её и она расчувствовалась и обрела надежду, что теперь и другие, быть может, когда-нибудь, обратят на неё внимание. В результате они все объединяются в одну семью. Домэ принимает их, но всё происходит через большие сложности. Есть ещё спорная сцена: почему она говорит об одном сыне? Почему не сказать, не заманить в ловушку: «Все трое твои, Домэ!».
Но она знает его психологию и чтобы отвлечь его от любви к юной девушке, она ему загадку загадывает: «Один сын — твой». Она знает, что он озорной, увлекающийся и он бросится разгадывать этот ребус. Мы решили, что это, чтобы он своё сознание переключил, чтобы сместилось внимание с молодайки. И так, действительно, и происходит. Так классическая история приросла нашими мыслями и в нашей интерпретации, с роскошными костюмами, причёсками, париками от Натальи Ефремушкиной — нашего художника по гриму и костюму. Галина Пилипенко: Ваши наряды периода «публичной деятельности» очень сексуальные и откровенные. Как вы себя в них чувствовали?
Алевтина Добрынина актриса: Прекрасно! Я же представляла себе историю моей героини! И даже, казалось бы, неожиданные цветовые решения, продуманы до мельчайших деталей. И то, что получилось — очень манко и на душу ложится. В нарядах и глубина, и эротика, и пламя и страсть! С Натальей Ефремушкиной мы всё обговаривали — и высоту каблука, и тяжесть ткани. Всё — в сотворчестве, всё — в содружестве и всё задуманное — получилось. Когда ты в театре — ты половину ответственности с себя снимаешь: тебе сказали надеть вот это, пойти и стать сюда. Здесь, в антрепризе мы все стали участниками творческого процесса, удивительный получился состав! Виталий Ленский играет Домэ, я видела его на сцене, но мы впервые играем вместе! Только однажды на одном юбилее мы пели песни. Очень неординарный и талантливый человек с бурей эмоций, щедрый и откровенный, а это редкое качество, когда человек может честно сказать: «Вот это мне не нравится, вот это бы я заменил!». Другие либо субординацию соблюдают, либо берегут друг друга, ищут мягкие, обходные пути. Открытость Ленского мне симпатична. Серёжа Удовик — роскошный артист, мы вместе учились у Гончарова и работали в театре Маяковского и режиссёр Сережа Кутасов — наш однокурсник. К тому моменту как мы стали вместе учиться, он уже ставил большие и хорошие спектакли — и во МХАТе и в вахтанговском театре и на Таганке. И мы не думали, что он найдет время на наш спектакль, потому что он ещё и за рубежом ставит очень много, сейчас, например, в Китае! Но судьбе было угодно, чтобы Сергей сказал: «А давайте что-то совместно сделаем в честь нашей студенческой дружбы!». Игорь Бровин — ученик Марка Захарова, в ГИТИСе мы осваивали профессию на одном факультете — режиссёрском, Игорь в спектакле играет адвоката. А поскольку мы все находились в одном потоке, смотрели спектакли друг друга, я понимала, что он изумительно сделает эту роль. Моя дочь Настюша Добрынина ярко и интересно, с песнями и танцами сыграла молодуху, это такие невероятные «накаты» — так говорит наш режиссёр, то есть то, что подсознание выкатывает нам. Накаты из прошлого, из твоих фантазий несоизмеримых с жизнью. Три сына — наши одарённые молодые артисты.